Nike
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/0e1/0e1cdec62be92c73ff88342ce196d87f.png)
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/eeb/eebaa9c99a25e1524816a0f0bdd8cada.png)
Билл Бауэрман воспевал дух соперничества и умение работать в команде — принципы, которые позже легли в основу корпоративной культуры бренда Nike. Он был новатором и стремился усовершенствовать все вокруг, включая спортивную обувь и экипировку. Для своих учеников он создавал более легкую обувь для достижения рекордов. Он изобрел специальное покрытие для беговых дорожек, которое поглощало толчки и защищало легкоатлетов от травм.
В 1963 году первая партия кроссовок из Японии в количестве 300 штук поступила на продажу. В качестве склада Фил использовал родительскую прачечную.
В 1964 Найт приглашает к сотрудничеству Билла Бауэрмана на условиях полноправного партнерства. Тренер и его бывший ученик вкладывают по 500 долларов на общее дело и пожимают друг другу руки. Их бизнес строится на личных контактах — Билл и Фил продают первую партию кроссовок знакомым спортсменам, тренерам, рассказывая о преимущества легкой и удобной обуви. На перепродаже 300 пар они заработали около 8 000 долларов.
На перепродаже 300 пар они заработали
около 8 000 долларов.
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/e27/e27573f460b561b3c1f1a51086d60319.png)
Через год компания начинает расширяться. Бывший соперник Найта по университетским забегам Джефф Джонсон становится первым штатным работником «Blue Ribbon Sports». На своем фургоне он ездит на соревнования по легкой атлетике и продает кроссовки Tiger спортсменам. Попутно он расспрашивает легкоатлетов, какую именно обувь они хотели бы покупать, получая бесценную информацию для создания рыночной стратегии Nike.
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/4c7/4c71519fffb58d1c418f53f17f1bf7b5.jpg)
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/022/022c3724f10f0218c08c3a8a207eea75.jpg)
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/2d6/2d6572f23f34d76a161c82f0f70bbd8f.jpg)
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/e35/e35df91c75074ca304090ae6c8825084.png)
Джефу приснилась богиня победы Ника, в честь которой назвали кроссовки.
Первая пара, вручную изготовленная компанией, — «марафонцы» с новаторским нейлоновым верхом вместо классической кожи.
Легкая обувь создана специально для бега и, в отличие от привычных материалов, не трескается на солнце.
В 1969 году дела компании идут вверх: 20 работников, несколько розничных магазинов, 300 000 долларов оборот. Фил Найт решает отказаться от повышения до должности доцента в Университете Портленда и полностью посвящает себя быстрорастущему бренду, оставаясь простым преподавателем.
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/30c/30c4750d8b27052a6415663d2952c83a.png)
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/10d/10d67f1153c7006f3421ac02f1ebdafb.jpg)
За свою работу Кэролайн Дэвидсон
получила всего 35 долларов.
В 1972 году на Олимпийских играх Nike представляет модель кроссовок Moon Shoe. Ее создал Билл Бауэрман, экспериментируя с резиной. Он использовал вафельницу жены для создания подошвы, которая стала впоследствии революционной благодаря плотному сцеплению с поверхностью и высокому уровню износостойкости.
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/360/360c0578931ede99e7ab2a340356fd39.jpg)
— Nike Moon Shoes, 1972
Увлеченный спортом, Найт понимал, как важно заручиться поддержкой профессиональных спортсменов. Компания приглашает к сотрудничеству начинающих и знаменитых спортсменов — и на Олимпиаде в 1976 году большинство легкоатлетов выступают в фирменных кроссовках Nike. Бренд часто находится на виду и не пропускает ни одной Олимпиады или крупных спортивных соревнований. В этих кроссовках устанавливаются мировые рекорды, выигрываются чемпионаты и добываются золотые медали.
На Олимпиаде в 1976 году в кроссовках Nike выступают большинство легкоатлетов.
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/e41/e4136e82f3ba965bd06759606425b548.jpg)
В 1980 году беговые кроссовки Nike становятся самыми продаваемыми в США.
- смена названия компании с Blue Ribbon Sports на Nike Inc.;
- подписание контракта с теннисистом Джоном Макинроем;
- запуск первой детской линии кроссовок с моделями «Уолли Вафл», «Мишка Берт» и «Гонщик Робби»;
- начало производства линии одежды для спортсменов.
В 1980 году беговые кроссовки Nike становятся самыми продаваемыми в США, обогнав по этому показателю постоянного лидера Adidas.
К 1981 году число штатных сотрудников Nike уже приблизилось к 3 000, а доход вырос до 458 миллионов долларов. С ростом продаж компания не теряет свой индивидуальный подход к розничным продавцам. Для этого руководство создает службу технической поддержки «EKINs» для оптовой торговли, которая предлагает такой же высокий уровень сервиса, как и в начале работы компании.
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/31c/31c56fa4a00e78e86c27ddd1c2fd74f6.png)
В 1988 году Nike выпускает модель Air Stab — первые в мире кроссовки с устойчивой и легкой конструкцией Footbridge.
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/d32/d320f2e80ebb58fdf2099b1bdd57228e.jpg)
— Nike Air Max 1, 1987
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/156/156a334f1f3fcecfb3fb9c419db46112.jpg)
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/ac9/ac938622d37f92e1301e61067a3f6216.jpg)
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/7eb/7eb481bcd78edab0b203e8bc1f6ae106.png)
Компания Nike воспользовалась уникальной возможностью для рекламы. Бренд оплачивал Майклу Джордану все последующие штрафы, но обязал его выступать только в нашумевших красно-черных высоких Air Jordan.
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/dad/dad4b8bb99448a4c5c3539268550d3f7.jpg)
— Air Jordan 1, 1985
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/502/5021b0c08ace2d75f250fb401e1c0528.png)
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/b12/b122efcd7233e7e1377c1d07b4f87c54.jpg)
Тинкер Хэтфилд создал знаменитые Air Jordan III
Компания Nike воспользовалась уникальной возможностью для рекламы. Бренд оплачивал Майклу Джордану все последующие штрафы, но обязал его выступать только в нашумевших красно-черных высоких Air Jordan.
Чутье руководства Nike не подвело: Майкл Джордан стал лучшим игроком NBA, получил 6 чемпионских титулов, 10 раз становился самым результативным игроком. Он принес бренду огромную популярность, помог открыть новые рынки сбыта и поднять продажи на небывалый уровень. В 1997 году Jordan становится отдельным брендом и продолжает выпускать обувь, одежду и аксессуары.
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/a96/a969903629d42b3656584b61aa88502e.png)
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/9d2/9d22a6770223b9289cb156996d5de8d4.png)
В 1994 году компания запустила масштабный проект с многомиллионным бюджетом P.L.A.Y. Название программы расшифровывается как «Участвуй в жизни американской молодежи». В ее рамках проводятся акции, которые направлены на пропаганду активного и здорового образа жизни среди тинейджеров.
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/28d/28d3076ff72239cfb30b25d192e4bc93.jpg)
В 2000 году Nike разрабатывает новую концепцию спортивных кроссовок, подходящих для людей с разной формой стопы. Они называются Presto — это более легкая, гибкая и прекрасно прилегающая к ноге обувь с нетрадиционной размерной сеткой — XXS-XS-S-M-L-XL.
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/360/360a6a7d70ca0d9b165ec24d5060ba8a.png)
Компания организует турниры, соревнования по всему миру, чтобы поддержать местную молодежь и помочь им встать на путь здорового и активного образа жизни. Один из таких турниров — «Grassroot Soccer» в Африке. Он создан в рамках социальной программы по просвещению молодежи о ВИЧ.
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/166/1664926c0294af075f951cd4b0b2bf42.png)
В 2010 году Nike выпустила коллекцию одежды для футболистов, полностью изготовленную из переработанного пластика. Для пошива футболки понадобилось 8 пластиковых бутылок.
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/055/055d65493240e6cccff1b97e2bee2ab5.png)
Компания реализует свои принципы, приобретая в 2002 году корпорацию по разработке и созданию одежды, аксессуаров для серфинга Hurley. Бренд также активно развивает розничные магазины повседневной одежды в спортивном стиле для женщин. Главная цель — гарантировать высокий уровень сервиса и создать широкий выбор товаров на любой вкус.
Бренд продолжает расширяться и в 2002 году покупает акции компании Converse Inc. Бывший соперник по сегменту баскетбольных кед вливается в большую семью Nike.
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/182/182f01858b3b42fcb0ccfa3bfc9915aa.jpg)
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/6c2/6c2a4819a323f7dff6c3d8290cd4d5bc.png)
![](https://static.street-beat.ru/upload/iblock/1fe/1fe8726a4b8ddd4e8241edaa71bca902.png)
Гигантская корпорация, включающая в себя несколько десятков успешных брендов, начиналась с амбициозной идеи студента изменить мир. И ему это удалось — благодаря неизменной верности спортивным традициям, постоянному совершенствованию технологий, любви к инновациям и неугасающему боевому духу.